Гибридная война: сегодняшняя тактика Кремля в информационном пространстве

Несмотря на декларируемое донецкими боевиками прекращение противостояния на Донбассе и якобы «мирную фазу разрешения конфликта» в контексте Минска-2, гибридная война все еще далека от своего завершения. Ее ключевой элемент – информационная война, не прекращалась ни на минуту.

 Анализ сегодняшней тактики Кремля наглядно демонстрирует, что информационная кампания в отношении Украины перешла в фазу «информационной адаптации».

Это обозначает, что информационная ситуация для украинской аудитории выстраивается с учетом влияния России на положение в Крыму, а также на оккупированные территории Донбасса. На этих территориях  Кремль установил собственные информационные регламенты, которые подразумевают приоритетность российского информационного потока и информационную блокаду украинских каналов информирования.

Конечной целью «информационной адаптации» есть закрепление в сознании масс понятия, что оккупированные части Украины находятся под полным управлением Кремля, с новыми информационными правилами и уже «неукраинскими законами».

В этой связи, российские информационщики пытаются осуществлять влияние  как на подконтрольные регионы, так и на основную аудиторию Украины. При этом, большинство сообщений в российском информационном потоке направлено на рядовых украинцев.

Для этого применяются традиционные методы медийного воздействия.

К примеру, с целью конструирования новой ситуации Кремль варьирует степенями информационного давления от враждебно-агрессивного уровня до перехода к риторике «братской державы». Это позволяет изменить мнение массы вплоть до затирания в памяти негативных эпизодов. Подобным образом был «забыт» российско-украинский конфликт с островом Тузла в 2003 году.

Другим рычагом давления стало количество информационных сообщений, которое также является важным показателем. К примеру, в октябре 2015 г., с развертыванием Россией военной операции в Сирии доля украинской тематики в российском информационном потоке снизилась до 4%. Это резко контрастирует с показателями марта-сентября 2014 г., когда украинская проблематика «поглощала» более 90% сообщений всего новостного потока России. Произошел спад более чем в 20 раз!

Но забвение продолжалось недолго.

Уже в ноябре прошлого года стали отчетливо заметными изменения этих двух показателей: рост негативных оценок о событиях в Украине примерно в 1,3 раза и одновременное увеличение количества сообщений об Украине в 2,1 раза. Тогда группа «ИС» сделала вывод о том, что информационная ситуация в российском пространстве по своим чертам напоминает аналогичный период окончания 2013 г. – подготовку информационной агрессии в Украину.

Итак, не следует полагать, что российская гибридная война против Украины закончена.

Если вести речь о сегодняшней информационной ситуации, то со стороны Кремля наблюдается рост числа сообщений в отношении Украины.

Украинский показатель достиг уровня 17%. При этом, следует отметить, что в риторике, касаемо Украины, превалируют резкокритические оценки.

При этом, наблюдались интересные особенности:

·         доля Украины в информационном потоке России почти такая же, как и в освещении деятельности российских регионов (17% и 18%) соответственно. Одним словом, событиям в Украине и новостям о регионах России отводятся одинаковые временные рамки.

·         удельный вес деятельности Путина в октябре 2015 г. в сравнении с сегодняшним днем остался прежним с одной оговоркой: часть его «популярности» в процентном эквиваленте перетекла к российскому Патриарху. Но это ситуативно.  

·         обращают на себя внимание попытки российского руководства скрыть бездействия правительства России (всего 2%) и финансово-экономические последствия, к которым привела государственная политика России (также 2%).

Итак, на этом фоне отмечен рост медийного влияния к Украине.

При этом, наблюдаются характерные для этого периода черты:

а) в сравнении с 2014 годом в сообщениях нет элементов «навешивания ярлыков» оскорбительного характера – «бандеровцы», «укрофашиты», «каратели» или «свидомиты»;

б) отсутствуют призывы к действию типа оказывать помощь «соотечественникам в Украине» или «защищать родную землю», что было «визиткой» российской пропаганды 2014 г.

Выпуски последних новостей главного кремлевского телевизионного рупора «Россия 24» пытались задать основной вектор риторики для медиа:

·         украинская власть самая непопулярная власть в мире;

·         доверие в Украине к власти, судам, милиции низкое;

·         за прошлый год население Украины сократилось на 200 тысяч человек;

·         страна распадается под лозунгом «Украина це Европа»

·         экономика рухнула, а промышленность деградировала;

·         любого несогласного в Украине можно убить, как поступили с Олесем Бузиной;

·         ни одно преступление в Украине не наказано

 и так делее.

В этом случае следует обратить внимание на появлении нового мема в системе российской пропаганды. Так, Дмитрий Киселев последним выпуске «Вестей недели» применил термин «нацики». Им он назвал категорию людей, вышедших на центральные площади городов Украины, чтобы отметить годовщину Майдана. Обращает на себя внимание то, что в понятие «нацики» был заложен смысл, описывающий действия отельных групп людей, но не всего народа Украины, как это было раньше. Это может свидетельствовать об отходе Кремля от политики русского шовинизма – превосходства российской нации над украинской, как это практиковалось два года назад. Судя по анализу ситуации, сегодняшняя российская пропаганда перешла к выборочным целевым группам в Украине.

Кроме этого, в российских СМИ замечено появление нового неологизма, связанного с трагическими событиями 2 мая 2014 г. в г.Одессе. Гибель десятков людей в Доме профсоюзов российские СМИ стали сравнивать с белорусской Хатынью. Применительно к этому в российскую журналистскую лексику уже вошел термин «одесская Хатынь».

На этот счет, в российских источниках уже циркулирует информация о намерениях отметить трагедию «одесской Хатыни» и других «исторических» дат, связанных с попытками российской оккупации. При этом, в планах Кремля уже рассматриваются крымские даты, годовщины образования «непризнанных республик», День Победы 9 мая и другие.

***

Таким образом, информационная политика Кремля в отношении Украины продолжает придерживаться тактики фазы – «информационная адаптация». В рамках этого, Кремль отошел от агрессивных высказываний относительно Украины, как это было в 2013-2014 гг.

При этом, наблюдается повышение внимания российских медиа к ситуации в Украине, что выражается в росте числа публикаций.

Информационная кампания России против Украины становится активнее. Следует предположить, что в ближайшее время спецслужбы Кремля усилят информационное давление на аудиторию Украины, используя даты начала сепаратистских событий  в Донецке – 1.03.2014 г., проведение «референдума» в Крыму – 16.03.2014 г., «присоединение» Крыма к России – 18.03.2014 г, годовщина событий в Одессе – 2.05.2014 г., образование непризнанных «ДНР» (11.05.2014 г.) и «ЛНР» (12.05 2014 г.) и другое.  

Автор: Вячеслав Гусаров, эксперт по информационной безопасности, ЦВПИ, группа «ИС»

You may also like...