Человечество стремительно глупеет. Причины и последствия

Многие эксперты с тревогой пишут о том, что несмотря на огромные ассигнования, современная наука практически топчется на месте. Относительно того, почему это происходит, существует несколько версий, одна из которых объясняет все снижением общего интеллектуального уровня граждан ведущих стран мира. По другой: люди просто достигли предела своего умственного развития.

Автор: ЕВГЕНИЙ КНЯГИНИН, Первая Крымская

 

Считается, что технический прогресс последователен и неумолим, однако, по расчетам Джонатана Хюбнера из исследовательского центра Пентагона (США), развитие науки в настоящее время резко замедляется. Он подсчитал, что уровень инноваций достиг пика в 1873 году — 20 фундаментальных открытий в расчете на 1 млрд. человек в год. Сегодняшний уровень — всего 7 открытий. Это показатель примерно 1600 года. А к 2024 году, по мнению Хюбнера, он упадет до уровня «темных веков», наступивших после падения Римской империи. Что же происходит с фундаментальной наукой?

«Среди крестьян свирепствовал коммунизм»

Некоторые популяризаторы науки считают, что нынешние ученые просто валяют дурака. Вторя им, американский журнал «Анналы невероятных исследований» с 1991 года проводит конкурс на самые дурацкие открытия, причем достижения ученых с каждым годом становятся все более «впечатляющими». Так, на последнем конкурсе премия в области биологии (медаль из жести) досталась трем талантливым натуралистам из Франции, которые экспериментальным путем установили, что блохи, живущие на собаках, прыгают выше тех, которые обитают на кошках. А премия по лингвистике досталась научному коллективу, который неопровержимо доказал, что крысы не могут отличить на слух японские слова, произносимые задом наперед, от голландских слов, которые также произносятся наоборот.

Впрочем, ученых, занимавшихся невесть чем, хватало во все века. Один из создателей советской атомной бомбы академик Яков Зельдович даже как-то заметил, что фундаментальная наука — это лучший способ удовлетворения личного любопытства за государственный счет. Но время от времени ученые прошлого все же открывали великие тайны Вселенной, а сейчас, если верить эксперту из Пентагона, это происходит все реже и реже. Может быть, не тот ученый пошел? Французский писатель Жан Кокто однажды предположил: «Генералы оттого такие тупые, что их набирают из числа полковников». А корифеи науки и вовсе начинали со школьной парты. Может быть, в проблемах фундаментальной науки виновата современная школа? Во всяком случае, выдержки из сочинений наших школьников нельзя читать без слез:

— Поэты XIX века были легкоранимыми людьми — их часто убивали на дуэлях.
— Славяне были вольнолюбивым народом. Их часто угоняли в рабство, но они и там не работали.
— Когда русские дружинники вышли на поле битвы, из-за кургана выскочило монголо-татарское иго.
— Родители Ильи Муромца были простыми колхозниками.
— Пьер Безухов носил панталоны с высоким жабо.
— Из произведений Некрасова крестьяне узнали, как им плохо живется.
— Великий русский художник Левитан родился в бедной еврейской семье.
— Сзади у поросят находится кудрявый хвостик, по которому их отличают от других домашних животных.
— Плотность населения Австралии составляет четыре квадратных человека на один метр.
Нашим школьникам нисколько не уступают студенты американских колледжей:
— Спартак возглавил восстание рабов, а позже снялся в фильме об этом.
— Во время средних веков все были среднего возраста.
— Япония разбомбила Перл-Харбор, главную базу ВМФ на юге Калифорнии. Германия напала на Польшу, Франция напала на Бельгию, а Россия напала на всех.
— Царская Россия была отсталой, несмотря на усилия государства развить военно-промышленный комплекс и космические технологии. Среди крестьян свирепствовал коммунизм.
— Русские вторглись в Венгрию, чтобы показать полякам что почем.
— Некоторое время немецкие захватчики были популярны в России, но их привычка убивать невинных жителей создала им проблемы с имиджем.
— Русские яростно защищали Сталинград, так как он был назван в честь Ленина.
— Наименее удачной идеей Хрущева было освоение девственных земель, где ожидалось произрастание молока и сливочного масла в самых неожиданных местах.

«Блестящие» познания современных неучей охватывают не только историю. Как показало недавнее исследование, большинство студентов американских университетов запросто складывают дроби, причем числители и знаменатели по отдельности. По их расчетам, 1/2 + 1/3 равно 2/5. 29% молодых американцев не могут найти на глобусе Тихий океан. Китай, как правило, находят, но 75% американцев полагают, что официальным языком в этой стране является… английский.

Не лучше ситуация в Великобритании. Например, каждый четвертый молодой британец считает, что Уинстон Черчилль в действительности никогда не существовал. Многие также полагают, что мифологическими фигурами являются Ричард Львиное Сердце, Чарльз Диккенс, Махатма Ганди и египетская царица Клеопатра. При этом британцы совершенно уверены в реальности Шерлока Холмса, короля Артура, трех мушкетеров и Робинзона Крузо.

Ленин с бутылкой спрайта

Эксперты склонны объяснять дело тем, что современная молодежь вовсе не читает книг, проводя все свободное время перед телеэкраном, а ведь еще Уинстон Черчилль, в существовании которого появились сомнения, называл телевизор ящиком для идиотов. Но можно ли обвинять во всем телевидение? В декабре прошлого года в рамках проекта «Международные тенденции изучения математики и науки» Бостонский научный колледж опубликовал очередной рейтинг знаний школьников. В общей сложности в экзамене приняли участие около 425 тысяч учащихся из 37-ми стран мира (каждая страна предоставила около 4 тыс. школьников из 150-ти школ). Традиционно это учащиеся четвертых и восьмых классов.

Результаты конкурса были неожиданными. Четвертый класс, экзамен по математике. Тройка лидеров: Гонконг (607 баллов), Сингапур (599), Тайвань (576). Россия заняла 6-е место (544 балла), США — 11-е (529), Украина — 27-е (469). Последнее место досталось Йемену — 224 балла.

Четвертый класс, экзамен по науке (объединяет знания по физике, химии, биологии и другим дисциплинам): Сингапур (587), Тайвань (557), Гонконг (554). Россия заняла 5-е место (546 баллов), США — 8-е (539), Украина — 26-е (474). Последнее место Йемен вновь оставил за собой — 197 баллов.

Восьмой класс, экзамен по математике: Тайвань (598 баллов), Южная Корея (597), Сингапур (593). Россия заняла 8-е место (512 баллов), США — 9-е (508), Украина — 25-е (462). На последнем месте Катар — 307 баллов.

Восьмой класс, экзамен по науке: Сингапур (567 баллов), Тайвань (561), Япония (554). Россия заняла 10-е место (530 баллов), США — 11-е (520), Украина — 19-е (485). На последнем месте Гана — 303 балла.

Может быть, школьники Тайваня, Сингапура и Гонконга не смотрят телевизор и не играют в компьютерные игры, а денно и нощно корпят над учебниками? Нет, их успехи объясняются тем, что они проявляют искренний интерес к науке, демонстрируют, как говорят в нашей школе, тягу к знаниям. А вот школьники ведущих индустриальных держав этим похвастать не могут (в Йемене, Катаре и Гане просто нет квалифицированных педагогов).

По данным опроса, проведенного в 2006 году, почти половина американцев в возрасте 18 — 24 лет не знают, а главное, и не желают знать, где расположены иностранные государства, в которых происходят важные события. И в самом деле, зачем им забивать голову тем, где расположены, например, Ирак и Афганистан? Придет время, и они увидят эти страны воочию, причем через оптические прицелы.

К сожалению, поверхностные знания отличают не только молодежь ведущих индустриальных держав. Как заявил профессор Университета Мичигана (США) Джон Миллер, уже 70% жителей США неспособны понять статьи, которые газета New York Times публикует в разделе «Наука». В Европе положение еще хуже — 29% граждан Евросоюза совершенно уверены в том, что Солнце вращается вокруг Земли (в России так считают 28% опрошенных, а в США — 18%).

Многие западные социологи утверждают, что население ведущих стран мира глупеет буквально на глазах, причем виновата в этом не только школа. Замечено, например, что если в западной рекламе появляется ученый, то он обязательно выглядит как придурок. Всем и в первую очередь молодежи настойчиво вбивается в голову мысль, что самое достойное занятие в жизни не чтение книг, а поглощение пива и чипсов.

Это и понятно — обществу потребления не нужны те, кто способен усомниться, что простуду можно вылечить за 10 секунд. В этом обществе на вес золота ценятся люди, которые, не дослушав рекламу, срываются с места и бегут в магазин, чтобы купить, допустим, новый стиральный порошок. В Европе и США люди уже верят буквально всему, о чем им говорят. Пару лет назад 1 апреля одна российская радиостанция решила пошутить, сообщив, что компания Coca-Cola намеревается снять рекламный ролик на фоне мавзолея на Красной площади.

По сюжету Ленин с бутылкой спрайта в руке должен будет произнести знаменитый рекламный слоган: «Не дай себе засохнуть!» Дело кончилось скандалом — российские коммунисты даже потребовали ввести эмбарго на поставки в страну продукции фирмы Coca-Cola. Аналогичный случай произошел в Британии, когда одна телекомпания сообщила о том, что в магазинах ASDA появились ледяные кубики, которые незаменимы при приготовлении горячих коктейлей, поскольку не тают даже в микроволновой печи. Покупатели атаковали эти магазины на протяжении нескольких дней.

Право на невежество

Стоит ли удивляться тому, что нынешние ученые не чета прежним. Какое общество — такая и наука. В Европе и США люди привыкли жить на всем готовом, сознанном трудом и знаниями предыдущих поколений. Кому сейчас достаются слава и почет? Кем в ведущих мировых державах мечтают стать миллионы молодых людей? Звездами эстрады, киноактерами, телеведущими, поскольку это очень престижно. На звание «талант» сегодня могут претендовать только те, кто развлекает публику. Какими же недалекими были наши предки, которые относились к скоморохам и лицедеям с явным пренебрежением.

Глупеющее человечество равнодушно пилит сук, на котором сидит, ведь именно достижения фундаментальной науки, открытия тех, кого ныне принято именовать «ботаниками», определяют наше будущее. Если планете и всему человечеству будет угрожать опасность, а этого исключить нельзя, то к кому мы обратимся за помощью? К ученым и конструкторам, а вовсе не к певцам и музыкантам. Почему же нынешние государственные деятели не пропускают ни одного шоу, избегая научных центров и лабораторий?

Видимо, потому, что граждане, одураченные рекламой и поверхностной системой образования, выбирают политиков по своему образу и подобию. Во время последней кампании по выборам президента США кандидат от демократической партии Майкл Грэвел на всю страну заявил: «Американцы становятся все жирнее и глупее». На этом его участие в выборах можно было считать законченным, поскольку простые американцы отдают предпочтение только тем политикам, которые расхваливают их на все лады, отстаивая их исконное право на глупость и невежество.

Не так давно комитет по подготовке школьников штата Калифорния принял решение требовать при поступлении в университеты штата следующего стандарта знаний по математике: школьники должны уметь без калькулятора делить 111 на 3. Для многих американских школьников этот стандарт оказался непосильным, посыпались жалобы, и вашингтонские федеральные власти потребовали отменить «антиконституционные» и «расистские» меры штата Калифорния.

Один из сенаторов заявил, что он никогда не позволит, чтобы кто-то в США учил кого-либо тому, чего этот сенатор не понимает. Другой сенатор объяснил, что целью калифорнийских стандартов, требовавших от школьников, в частности, знаний о трех состояниях воды, является расистское препятствование поступлению в университеты чернокожих, ибо «ни один из них никогда не поймет, что такое этот водяной пар, не имеющий ни цвета, ни запаха, ни вкуса».

Если так дело пойдет и дальше, то вскоре американские сенаторы при утверждении программы научных ассигнований потребуют, чтобы «яйцеголовые», как в США называют ученых, популярно объяснили им современные физические теории, а также то, что именно они собираются открыть в течение бюджетного года. Но это еще не самое страшное — в некоторых странах мира политики уже считают фундаментальную науку непозволительной роскошью.

Впрочем, оглупление человечества, по мнению некоторых исследователей, имеет и оптимистическое объяснение. Известный новозеландский исследователь проблем человеческого разума Джеймс Флинн, занимающийся исследованием в области IQ (intelligence quotient — количественная оценка уровня интеллекта), также отмечает, что коэффициент интеллекта у современных людей перестал увеличиваться. Но, по его мнению, эта тенденция свидетельствует лишь о том, что люди достигли определенного предела умственного развития.

Следующим этапом развития, считает психолог, станет улучшение других функций, например, отделов мозга, отвечающих за изучение иностранных языков или «сопереживание» (empathy). По мнению ученого, исследования в области интеллекта на протяжении очень долгого времени были направлены в неверное русло. Флинн заявил, что вместо вопроса «становимся ли мы умнее?» или «становятся ли наши дети умнее нас?» (в этом случае рост IQ означал бы, что «наши родители — идиоты») ученым стоило бы узнать, улучшились ли определенные когнитивные (познавательные) навыки, и ответ на этот вопрос был бы положительным.

You may also like...