Крым тупо хоронит курортный сезон: жлобство и грязное море опять дорожают

Прошлогодний курортный сезон в Крыму называют одним из самых провальных – сильно завышенные цены, да еще и в кризис, отпугнули отдыхающих не только из Украины, но и из других стран. Однако в преддверии нового сезона крымские чиновники уже предупредили – стоимость отдыха на полуострове в нынешнем году вновь возрастет. Неужели из 2009-го уроков так и не извлекли? 

Практически каждый год крымчане играют в свою любимую игру: повысим-ка цены и посмотрим, что будет. И если в докризисные времена отдыхающие хоть и нарекали на сервис, но соглашались платить, то в прошлом году этому воспротивились даже самые стойкие: в непростом экономическом положении выкладывать за отдых в полтора-два раза больше денег, чем год назад, многие не захотели.

Поучительный сезон-09

По официальным данным, количество отдыхающих в 2009 году снизилось на 15% по отношению к предыдущему, а это – порядка 700 тыс. человек. Неофициально туроператоры упоминали несколько иные цифры – падение составило от 20% до 40%. Причина до смешного банальна: вместо того чтобы воспользоваться ситуацией и заманить отдыхающих привлекательными условиями, крымчане решили «рубануть бабла» и подняли цены на все, что только можно.

Так, к примеру, бесплатные пляжи в более демократичном, чем ЮБК, Судаке заполнялись до отказа уже ранним утром, зато рядом на полупустом пляже можно было раскинуться на лежаке и под зонтиком «всего» за 50 грн в день. Даже крымские медиа возмущались, что пересчитать музеи, которые не подняли цены на входные билеты, можно на пальцах одной руки. Посещение же природно-исторических объектов просто подорожало в разы.

В итоге средний класс променял пансионаты и санатории на частный сектор, позволив заработать маленьким кафешкам – татарская кухня в сезон пользовалась неизменной популярностью. В то же время на кемпингах и палаточных городках прошлым летом было гораздо свободнее – этот демократичный вид отдыха для класса «ниже среднего» оказался многим вообще не по карману. И только люди с серьезными доходами не изменили своим привычкам – в престижных отелях отдыхающих было лишь процентов на 10% меньше. Несмотря на то, что по отзывам, и здесь ценовые «потолки» у многих вызвали, мягко говоря, удивление.

В самом начале кризиса российские туроператоры буквально упрашивали своих крымских контрагентов не жадничать и не повышать стоимость туруслуг. Но те решили иначе, ориентируясь на сильные колебания валютных курсов. И хотя россиянам подышать крымским воздухом получалось процентов на 10–15% дешевле, чем у себя в Краснодарском крае, турпоток из России упал наиболее заметно. А поскольку на полуострове всегда больше ориентировались на отдыхающих-россиян, удар получился более чем ощутимым. По разным данным, Крым потерял от 30% до 50% гостей из России.

Новый год – новые цены

Как ни странно, но «работой над ошибками» прошлого сезона в Крыму, видимо, никто не занимался. Ведь как иначе объяснить то, что, по данным «Нового Региона», на закрытом совещании в январе местные туроператоры решили поднять цены на места в здравницах и отелях полуострова на 20%, сравнявшись в стоимости с Сочи? И даже если представители турбизнеса объясняют это инфляцией, ростом тарифов и надеются, что россияне все же не изменят привычке поваляться на крымских пляжах, нынешний сезон имеет все шансы закончится еще более громким провалом.

Министр курортов и туризма Автономной республики Андрей Сумцов во время открытия международной выставки-ярмарки «Крым. Курорты. Туризм-2010», недавно прошедшей в Ялте, заявил, что отдых в Крыму в нынешнем году подорожает на 10–15% по сравнению с 2009-м. «Одно койко-место будет стоить в среднем по Крыму 400 грн (около $50)», – прогнозирует чиновник. По словам заместителя министра Марины Слесаревой, подорожание отдыха связано, прежде всего, с повышением цен на продукты питания, кроме того, ожидаются подорожания энергоносителей.

В крымских санаториях объясняют, что в их меню обычно предусмотрены молочные продукты, которые в последнее время заметно подорожали. «Нужно сделать ремонт, обновить кое-что, внедрить новые услуги – это все требует вложений. Дорожает и обслуживание, потому что если наш врач будет плохо кушать, то он будет плохо лечить», – сказали «Профилю» в одном из санаториев полуострова. Впрочем, зарплату сотрудников тут пока не увеличивали – мол, это планируется, но сезон-то еще не начался.

В то же время, крымские чиновники попутно раскручивают западное побережье полуострова: там можно будет отдохнуть гораздо дешевле. Так, по словам Марины Слесаревой, прошлым летом в Евпатории средняя цена пребывания одного человека в отеле или санатории становила 153 грн (около $19) в сутки, в Раздольненском районе – 131 грн ($16,5), в Черноморском районе – 128 грн ($16). Но и уровень сервиса там заметно ниже, чем на ЮБК и в прилегающих к нему районах. Хотя цены в новом сезоне скорректировать в сторону повышения и тут наверняка не забудут.

Год начался со спада

До начала пляжного сезона еще далековато, и пока трудно делать выводы по итогам первых двух месяцев. Однако Крым в последнее время позиционируют как круглогодичный курорт, да и в любые праздники на полуостров всегда приезжали отдыхающие. Тем не менее, в январе–феврале только в Евпатории зафиксирован прирост числа курортников – на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Даже «раскрученная» Ялта отмечает падение турпотока на 18%, в других регионах побывало в 2–4 раза меньше отдыхающих, чем за два месяца прошлого года. Станет ли это «звоночком» для представителей рекреационной инфраструктуры Крыма? Почему-то кажется, что вряд ли.

«Сейчас мало заказов, даже по сравнению с прошлым годом», – говорит Ольга, менеджер по продажам и внутреннему туризму крымского Профкурорт объединения «Здоровье и отдых». Многие еще думают, прощупывают почву. И хотя в ее фирму уже поступали заявки на весенне-летний сезон, большинство клиентов будет решать вопрос с отдыхом в последний момент, прогнозирует участник рынка. «Но искать тур, например, на майские праздники лучше сейчас, в марте – потом все в последнюю минуту бросятся, и может быть как в прошлом году – дефицит мест», – предупреждает специалист.

Не наблюдается пока ажиотажа в крымском направлении и в офисах киевских туроператоров. Предложений на майские праздники в их базах тоже пока немного. «Ряд санаториев и пансионатов еще не определились с ценами на этот год, хотя многие их уже опубликовали – стоимость отдыха выросла, по сравнению с прошлым годом, на 5–15%», – сообщает менеджер одной из киевских турфирм Елена. По ее словам, интерес со стороны клиентов – как физлиц, так и компаний – пока низкий, все ищут варианты подешевле.

Пока нет данных о заинтересованности основных «клиентов» Крыма – россиянах и белорусах. Власти АРК уверены, что после того, как президентом стал Виктор Янукович, полуостров будет посещать большее количество россиян. Однако значительная часть отелей и здравниц Краснодарского края, которых крымчане считают своими основными конкурентами, намерены сохранить прошлогодние цены. Учитывая также дороговизну железнодорожных и авиабилетов, российским туристам выгоднее будет отдыхать у себя на родине.

Итогом может стать вынужденный маневр, который крымчанам пришлось применить в разгар прошлого немноголюдного сезона: тогда многие здравницы АРК сначала резко повысили цены – иногда на 50–100%, а затем на 20–25% их снижали.

Странные выводы

У бывшей Всесоюзной здравницы две главные беды. Первая – в начале сезона Крым традиционно объявляет об «объективном» повышении цен, а затем сетует на снижение потока туристов. Вторая – это несоответствие уровня сервиса и платы за отдых. Все попытки их решить пока не принесли результатов, что и не позволяет развиваться Крыму как мировому курорту.

Несколько месяцев назад, побывав на полуострове, глава представительства Еврокомиссии в Украине Жозе Мануэл Пинту Тейшейра буквально пришел в ужас от крайне низкого сервиса в местных санаториях и отелях. Стандарты развития туристического бизнеса в АРК невозможно сравнивать со стандартами, принятыми в Евросоюзе и других местах отдыха европейских туристов, отметил он.

В Европе полагают, что, помогая крымским властям провести ряд реформ, можно сделать АРК привлекательным для инвесторов из ЕС. Но тут еще играет роль такой «местный колорит», как проблемы с получением драгоценной курортной земли, коррупция и менталитет. Так, мелкие отели хотя и более гибки в ценовой политике, но и им проще поднять цену и обслужить одного туриста, чем бегать вокруг нескольких десятков.

А это отражается на имидже всего региона. Да что говорить, если даже председатель Совмина Крыма Виктор Плакинда в прошлом году заявил, что не видит необходимости повсеместно снижать цены на продукты питания. «Те, кто приехал отдыхать, имеют право купить дороже», – объяснил он.

Даже шаги по привлечению туристов и популяризации курортов полуострова вызывают двойственные ощущения. Так, одной из «фишек» Минкурортов АРК собирается сделать «карту туриста», которая позволит отдыхающим «пользоваться большим уважением среди обслуживающего персонала гостиниц и ресторанов и получать гарантированную скидку на услуги в размере 2–10%».

Ее стоимость пока не определена, но в качестве примера приводится лондонская туркарта, стоимостью около €70. Подобные карты действительно популярны в Европе, но кроме скидок они еще и дают право на бесплатное посещение государственных музеев, зоопарков, достопримечательностей, о чем в Крыму пока речи не идет.

Другой «фишкой» предлагают сделать собственную «систему ориентировочной звездности» отелей и прочих объектов размещения, и даже включить в нее частные домовладения. Представьте себе эмоции европейца, случайно попавшего в эдакий «четырехзвездочный караван-сарай» с общей кухней во дворе под его окном!

Еще один пассаж должен был бы насторожить украинцев, которые хотя и меньше россиян, но тоже иногда отдыхают в Крыму. Министр курортов и туризма Крыма Андрей Сумцов пообещал лично выяснить, как к приезжим курортникам относятся сотрудники ГАИ, для чего собирается прокатится на автомобиле… от российской границы до Крыма. Уже даже интересно: поможет ли это привлечь на полуостров больше россиян, чем год назад?

Юрий Сколоздра, журнал ПРОФИЛЬ

You may also like...