Кто персонально стоит за повышением цен на бензин: первые лица топливного бизнеса Украины

На минувших выходных автомобилисты могли зафиксировать на АЗС резкий скачек цен на дизель и бензин всех марок. Нефтяные компании подняли цену примерно на 4-4,5 %. По словам крупнейших автозаправщиков Украины, причиной подоражания стало повышение цены импортной нефти и инфляция. Но по мнению экспертов – это очередной сговор нефтяных компаний страны. Аналитики уверены: учитывая динамику мировых цен на нефть, объективно цены могли подняться не больше чем на 1,5-2%. Но в Украине свои «правила»… 

Если начать с 1917-го года, то после распада СССР Украина наследовала 1,5 тысячи изношенных АЗС и 6 нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Их, кстати, и сейчас шесть: Лисичанский, Кременчугский, Одесский, Херсонский, Дрогобычский и Надворнянский. А вот АЗС – около 6 тысяч и принадлежат они крупным компаниям, которых в общей сложности около полусотни. Но лишь небольшая часть из них регулирует цены на топливо и устанавливает планку качества. Кто за всем этим стоит, мы и поговорим.

Приватное дело

Самым сильным украинским игроком является, естественно, группа «Приват» Игоря Коломойского, контролирующая более тысячи АЗС («Укрнафта», «Авиас», «Сентоза» «Альфа-Нафта» (в свою очередь владеет 500 АЗС под брендом ANP)).

Игорь Коломойский

А недавно Игорь Коломойский осуществил свое давнее намерение прикупить к имеющимся активам ЗАО «Укртатнафта». На недавнем собрании акционеров была закреплена продажа 47% компании дружественным г-ну Коломойскому структурам. Кстати часть акций ранее были экспроприированны у близких к татарским ационерам оффшоров AmRuz Traiding и SeaGroup International и перепроданы нужным людям.

Впрочем, акционеры из Татарстана, долгие годы поддерживающие отношения с представителем Партии регионов Юрием Бойко, сейчас активизировали попытки вернуться на наш рынок. Другое дело, что для получения47% акций «Укртатнафты» г-н Коломойский проделал колоссальную работу – вначале были получены нужные судебные решения, затем акции были изъяты у прежних собственников, затем перепроданы нужным людям, а после – собрание акционеров утвердило сделку.Вернуть все назад татарам теперь весьма сложно, хотя политические расклады тому способствуют.

Источниками нефтепродуктов для заправок г-на Коломойского являются Кременчугский, Дрогобычский и Надвирнянский НПЗ. Незначительную часть нефтепродуктов «мегасеть» импортирует.

Несмотря на размеры сети, заправки «Привата» распределены не равномерно. Больше всего АЗС представлены в Днепропетровской (183 АЗС), Запорожской (126) и Львовской (108) областях. Но в крупных промышленных регионах – Луганском (17) и Донецком (22) – они встречаются гораздо реже.

Также пробелы у «Привата» в Киевской области (48) и Крыму (41). Поэтому компания всячески пытается расширить свое присутствие в этих регионах, вступая в борьбу с местными «заправщиками».Такими как «Параллель» (Донецк), «Восточные ресурсы» (Луганск), «ТЭС» и «Атан» (Крым).

Кроме того, «Приват» не так давно пытался проглотить сеть «УТН-Восток» (118 АЗС, которые ранее работали по лицензионному соглашения под брендом «Укртатнафта, теперь под брендом «Формула»). Но там случился публичный скандал, дело дошло до судебных разбирательств, да так в них и увязло.

Украинская сборная

Пожалуй, второй по величине украинский игрок на рынке – группа компаний «Континиум» Игоря Еремеева, владеющая сетью WOG (381 заправка), а также Херсонским НПЗ. Сеть присутствует во всех областях, кроме Сумской. Заметнее всего – во Львовской (44), Волынской (23) и Николаевской (28) областях. Нефтепродукты дл этой сети поставляют «Orlen Lietuva» (Литва), Petrotel Lukoil, Petrom (Румыния), «Нафтан», Мозырский НПЗ (Беларусь).

Игорь Еремеев

Почетный президент группы компаний «Континиум» Игорь Еремеев родился в 1968 году в селе Острожец (Ровенская область). Окончил Ровенский государственный технический университет по специальности «промышленное и гражданское строительство», во время учебы в котором создал ЧП «Континиум», занимавшееся пошивом кожаных курток, а позже – продажей нефтепродуктов.

В 1992-1995 годах – директор МПП «Континиум», а в 1995-2002 годах – ООО «Континиум». В 2000 году стал собственником 41% акций НПК «Галичина», получив оперативный контроль над предприятием. С 2007 года – владелец Херсонского нефтеперерабатывающего завода, возглавляет набсовет предприятия.

Еще один член «украинской сборной» – концерн «Галнафтогаз», входящий в «Универсальную инвестиционную группу», которую связывают с предпринимателем Виталием Антоновым. Он владеет сетью АЗС из 255 заправок под брэндом «ОККО» (всего компания эксплуатирует 272 заправки).Сеть представлена в первую очередь в западных областях: Львовской (60), Закарпатской (31), Винницкой (28) и т.д. Бензин поставляют: «Orlen Lietuva» (Литва), Мозырский НПЗ (Беларусь).Собственники: «Универсальная инвестиционная группа» (президент – Виталий Антонов) и Европейский банк реконструкции и развития.

Председатель набсовета ОАО «Концерн Галнафтогаз» Виталий Антонов родился в 1962 году в Стрые (Львовская область). В 1988 году окончил Тернопольский финансово-экономический институт, факультет финансов и кредита. Контролирует «Украинскую инвестиционную группу», среди активов которой ОАО «Концерн Галнафтогаз» (владеет одной из крупнейших сетей АЗС в Украине), концерн «Хлебпром» (крупнейшее продуктовое торгово-производственное объединение во Львове и области) и строительная компания «Ваш дом».

С 1999 года – почетный консул Литовской Республики во Львове. В 1999-2000 годах – председатель комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса Украинского союза промышленников и предпринимателей. С 2004 года – президент «Универсальной инвестиционной группы» и глава наблюдательного совета ОАО «Концерн «Галнафтогаз». Считается самым богатым человеком Львова и области.

«Веста-Сервис»представлена в первую очередь в Одесской области, а также другие регионы страны (всего 143 заправки). Владеет ею одесский бизнесмен Сурен Сарданян. Поставщики нефтепродуктов сети: Кременчугский НПЗ, Лисичанский НПЗ, Шебелинский НПЗ, импорт

Сурена Сарданяна называют бизнес-партнером бывшего мэра Одессы Эдуарда Гурвица. К сфере влияния семьи Сарданянов также относят фирмы «Бессарабия», «Аверс», «Одесос Холдинг», «Измаилавтотранс».

«УТН-Восток» (Formula). 118 заправокпринадлежит донецкому депутату – 37-летнему Тимуру Валитову. Сеть представлена прежде всего в восточных и центральных регионах. В первую очередь в Донецке (20), Днепропетровске (19) и Киеве (19). Собственник — компания «Вик Ойл». Источники бензина: Лисичанский НПЗ, «Orlen Lietuva» (Литва).

Инвесторы

Российско-британский холдинг ТНК-ВР сегодня остается крупнейшей в Украине компанией по объемам переработки нефти. ТНК-ВР принадлежит 50 АЗС, еще 180 работает с компанией на джобберских (франчайзинговых) условиях. «ТНК-Украина», дочернее предприятие ОАО «Тюменская нефтяная компания», которая по объемам добычи нефти входит в число пяти крупнейших российских холдингов. Под контроль «ТНК-Украина» в июле 2000 г. перешел ОАО «Лисичанскнефтеоргсинтез» (ЛИНОС).

Сергей Лизунов

Президентом компании «ТНК-ВР Коммерс» является Сергей Лизунов, бывший московский инженер, затем предприниматель, после директор одной из агентских структур ОАО «Газпром». В Украине работает с сентября 2000 года.

Еще один иностранный инвестор – российская нефтяная компания ЛУКОЙЛ – до сентября 2007 года проводила масштабную реконструкцию принадлежащего ей Одесского НПЗ (мощности позволяют производить около 3 млн т нефтепродуктов в год) и ввозила нефтепродукты российских и белорусских НПЗ для собственной сети АЗС.

ПИИ «Лукойл-Украина», дочерняя компания российского «Лукойл» (президент – Вагит Алекперов). Компания заправляет автолюбителей во всех областях, кроме Луганской. Значительнее всего – в Киевской (51), Одесской (37) и Днепропетровской (18). Всего в сети пойти 300 заправок. Нефтепродукты поставляются с подконтрольного «Лукойлу» Одесского НПЗ и заводов компании в Румынии и Болгарии.

Собственник бизнеса, Вагит Алекперов, он же президент ОАО ЛУКОЙЛ, родился в 1950 году в поселке Разина в Азербайджане. В 1974 году окончил Азербайджанский институт нефти и химии им. М. Азизбекова. С 1968 года работал на нефтепромыслах Азербайджана и Западной Сибири.

В 1987-1990 годах – гендиректор ПО «Когалымнефтегаз» «Главтюменнефтегаза». В 1990-1991 годах – заместитель, а затем первый заместитель министра нефтяной и газовой промышленности СССР. В 1992-1993 годах – президент государственного нефтяного концерна «ЛангепасУрайКогалымнефть» (ЛУКОЙЛ). С 1993 года – президент ОАО ЛУКОЙЛ. Доктор экономических наук.

«Альянс-Холдинг» (Shell) сеть насчитывает 155 заправок.Значительнее всего сеть представлена в Киевской (32), Херсонской (13) и Хмельницкой (12)областях, а также в Крыму (18). Собственниками компании на паритетных условиях являются голландско-британская компания Royal Dutch Shell и «Группа Альянс» (Россия).Поставщиками для сети АЗС являются: украинские НПЗ, АВ «Orlen Lietuva» (Литва), Мозырский НПЗ (Беларусь).

Добавьте к этому бывших джобберов крупнейших игроков рынка типа «Золотой гепард», «КЛО» и массу других небрендированных АЗС, который, тем не менее, «заправляют» половину рынка. Их владельцы – не совсем обычные, но всё же бизнесмены средней руки, которые зачастую перекупают бензин, но тоже участвуют в формировании цен.

В нашем отечестве повышение цен на топливо случалось по-разному: иногда цены подтягивались вслед за дорожающей в мире нефтью, иногда на фоне падения цены на нефть наши цены повышались – трейдеры находили тому массу объяснений с местным колоритом. Заставить цены вернуться в прежнее русло могли, задействовав административный ресурс, а попросту говоря – власть заставляла крупнейших игроков снизить цены, шантажируя разным. Нынешняя ситуация – не исключение, Антимонопольный комитет уже стоит на пороге…. Интересно, чем закончится эпопея на сей раз?

 AUTOVISIO

You may also like...