Правила икры: деликатес поступает в Украину по 90 грн/кг, продается – по 600

«Икорный» бизнес в Украине очень выгоден для всех его участников – от завода-расфасовщика до продавца, считают аналитики. Несмотря на то, что он полностью зависим от импорта – своих лососевых у нас для этих целей не выращивают. И в то же время – очень несправедлив по отношению к потребителю. Последний оказывается много раз обманутым и «обсчитанным».

Покупатели часто оказываются в проигрыше, выкладывая большие деньги за товар, который того не стоит.

Индекс сверхприбыли

«Икорный» бизнес в Украине очень выгоден для всех его участников – от завода-расфасовщика до продавца, считают аналитики. Несмотря на то, что он полностью зависим от импорта – своих лососевых у нас для этих целей не выращивают. И в то же время – очень несправедлив по отношению к потребителю. Последний оказывается много раз обманутым и «обсчитанным».

– Во-первых, в розничной сети почти не найдешь икру, расфасованную на месте промысла,- говорит Эдуард Новак, эксперт компании «Агроконсалтинг групп».- А именно этот товар во всем мире ценится больше всего – с точки зрения его качества. 90% заводов, выпускающих баночки с деликатесом на наши прилавки, расположены на территории Украины – в Киевской и Харьковской областях.

Производство на них заключается в том, что импортируемое сырье размораживается, промывается, «сдабривается» консервантами или просто солится и фасуется. Расходы на сам процесс, на тару (чаще всего – жестяные банки) – минимальные. Зато статус деликатеса позволяет по старинке ломить цены по всей цепи «завод-продавец» как за высококлассную икру и – получать сверхприбыли.

При этом к процессу доставки, переработки и хранения деликатного товара с его строгим температурным режимом и прочими условностями у украинцев отношение зачастую самое непринужденное. В результате потребитель за очень немалые деньги частенько получает – в лучшем случае – бесполезный продукт, лишенный желаемых вкуса, цвета и запаха, констатируют эксперты.

Тайны жести

 Тестирование нашего доморощенного деликатеса, время от времени проводимое различными исследовательскими компаниями, с завидным постоянством выдает на-гора одни и те же недостатки. Точнее – формы надувательства. Интересно, что хитрят не только малоизвестные производители или реализаторы товара «из-под полы», но и, казалось бы, серьезные компании, часть из которых претендует на звание лидеров рынка.

– Есть распространенный набор инструментов обмана покупателя, с помощью которых производители взвинчивают прибыль,- рассказывает Марина Игорченко, эксперт Всеукраинской ассоциации по вопросам защиты прав потребителей.– Например, не указана рыба, чью икру вы покупаете. Между тем, икра горбуши почти на треть дешевле, чем икра кеты.

Или нет информации о замороженном сырье. А оно значительно (на 25-70%) дешевле, чем охлажденное. Или выдают икру производства США или Канады за российскую. Последняя ценится выше и стоит чуть ли не вдвое дороже, поскольку технологии производства и замораживания (охлаждения) иные, чем за рубежом.

 

Кроме того, под маркой «высшего сорта» под жестью баночки может находиться давленая «каша» из лопнувших икринок, которая получается при нарушении технологии обработки и – если по-честному – подлежит утилизации. Еще один фокус: для веса в банку добавляется побольше жидкости – так называемого отстоя. 

– Его обилие, кстати, сигнализирует еще о том, что сырье было перемороженным либо сохранялось с нарушениями температурного режима, либо – откровенно низкого качества, – говорит Марина.- Потребитель платит не за драгоценные икринки, а за «воду». Наконец, украинские заводы-расфасовщики часто сверх меры увлекаются консервантами и по-прежнему добавляют уротропин (Е239), который уже полстолетия не применяют в мире и год как запрещен в соседней России. 

Не отстает и торговля. При продаже развесной икры (подразумевается, что она должна реализовываться в течение месяца, что на практике трудно осуществимо) для придания ей товарного вида и устранение несвежего запаха реализаторы не брезгуют «купать» ее в растворе марганцовки, в минеральной воде и даже …в моющих средствах, добавляют подсолнечное масло (для эффекта «рассыпчатости), рассказывает эксперт. «Высший пилотаж»: смешивание натуральной икры с искусственной, стоимость которой – в десятки раз ниже. 

– Не пытайтесь экономить, покупая деликатес в непроверенных торговых точках или – что сейчас будет на каждом углу – по заниженной «скидочной» цене, – резюмирует М.Игорченко. – Золотое правило: если на икру объявляется скидка, значит, она уже вот-вот будет опасна для здоровья.

БДИ

Как на нас наживаются

Недобросовестные производители:

  • Недовешивают 5-10 г в банку

  • Скрывают или заведомо неверно указывают вид рыбы и поставщика сырья

  • Заявляют завышенную сортность икры

  • Используют наиболее дешевые консерванты

  • Скрывают факт использования замороженного сырья

Недобросовестные реализаторы (развесная икра):

  • Продают списанный или подлежащий скорому списанию из-за завершения срока реализации или низкосортности продукт

  • Смешивают натуральную икру с белковой

  • Добавляют в икру химикаты (в частности, полифосфаты) – для удержания влаги и соответственно – утяжеления продукта

При подготовке материала использованы данные: Консалтинговой компании «Агроконсалтиг групп», Украинской аграрной конфедерации, Госкомстата Украины, Укргосрыбхоза, Всеукраинской ассоциации по вопросам защиты прав потребителей, независимой экспертизы «ТЕСТ», Международной ассоциации импортеров рыбы и морепродуктов. 

Автор: Светлана ГОЛЛАНДС «Аргументы и факты»

 

You may also like...