Дороги к смерти. Ямы и колдобины на украинских дорогах убивают массово и людей, и автомобили

«В Китае, который мы по привычке шпыняем за некачественные товары, за такой асфальт расстреляли бы! Но у нас укладывать хороший асфальт — невыгодное и неблагодарное занятие: на качественном покрытии не будешь красть каждый год!». На прошлой неделе на столичном массиве Борщаговка произошло из ряда вон выходящее событие — на улице Симиренко под провалившийся из-за прорыва трубы асфальт нырнула иномарка.

на улице Симиренко под провалившийся из-за прорыва трубы асфальт нырнула иномарка

Выглядело все, как обычная большая лужа. Водитель, к счастью, не пострадал, чего не скажешь о его новеньком «фольксвагене». Пока в этом конкретном случае ищут виноватых (дорожники спихивают все на «Водоканал», а те, в свою очередь, кивают на службу ремонта дорог), киевляне, еще не успевшие забыть, как неделей ранее провалился асфальт в районе Караваевых Дач, в ужасе: где образуется следующее гиблое место?! И кто за это ответит?

на улице Симиренко под провалившийся из-за прорыва трубы асфальт нырнула иномарка

Впереди Украины всей

Водители справедливо чертыхаются: наши дороги с каждым днем все больше смахивают на результат артиллерийских учений. Ям, рытвин и колдобин столько, что стертая разметка и отсутствующие в нужных местах дорожные знаки на их фоне кажутся просто детским лепетом! МВД как раз проводит традиционную весеннюю проверку, которая продлится до 15 апреля. Но уже успели установить, что на дорогах отсутствуют почти 600 км пешеходных дорожек, более 1100 км внешнего освещения, а свыше 1000 км требуют ремонта, в городах недосчитались около 400 светофоров, больше 2300 км тротуаров и около 2300 км освещения, а свыше 2700 км ждут починки. Так что водители, которые ездят в темное время суток, чувствуют себя в этих условиях чуть ли не камикадзе.

Арифметика проблемы

По данным официальной статистики, состояние дорожного полотна становится причиной аварий в 10—15% случаев. Но более серьезные исследования, говорят эксперты, обнажают совсем другие цифры: из-за неблагоприятных дорожных условий происходит 20—40% ДТП. Среди наиболее характерных факторов, их провоцирующих, наряду с повышенной скользкостью покрытия, различные его дефекты (в простонародье ямы, рытвины и колдобины), а также плохое состояние обочин. Именно они «виноваты» в 80% аварий, обусловленных дорожным фактором. До 15% ДТП происходит из-за недостатков в оборудовании улиц и дорог техническим средствами регулирования дорожного движения (светофоры, дорожные знаки, разметка, ограждения и т.п.).

Причем в этом году, как видим, отличилась даже столица! Ям на улицах Киева ничуть не меньше, чем в регионах. «В Китае, который мы по привычке шпыняем за некачественные товары, — пишет на форуме одного из автомобильных Интернет-сайтов Возмущенный киевлянин, — за такой асфальт расстреляли бы! Но у нас укладывать хороший асфальт — невыгодное и неблагодарное занятие: на качественном покрытии не будешь красть каждый год!» А ведь транспортный сбор, вокруг которого в последнее время столько баталий, с официально зарегистрированного в столице более миллиона автомобилей с этого года полностью поступает в горбюджет! Интересно, куда идут эти деньги?

«Сегодня меня в такую колдобину внесло, что мало не показалось. И деваться было некуда: справа — бордюр, слева — автобус. Такого, как этой весной, еще не было! — вторит Возмущенному другой форумчанин, 36-летний Игорь. — Полнейшее игнорирование городской властью ремонта дорожного полотна Киев видит впервые. На столичных улицах ямы растут изо дня в день. Они достигают поразительной глубины, расширяются на расползающемся, некачественном, переполовиненном асфальте. Но пока наши машины ломаются, пока разбивается ходовая, под мэрией проходят «концерты» с участием тех, кто дорожное покрытие обязан ремонтировать…»

При этом столичным градоначальникам, распинающимся в горячей любви к бабушкам, похоже, абсолютно наплевать, что в соответствии с положениями законов Украины «О дорожном движении» и «Об автодорогах» улицы и дороги городов находятся в ведении местного самоуправления и являются коммунальной собственностью. То есть у киевских дорог есть конкретный хозяин, который, хочет он того или нет, обязан ремонтировать наши улицы и дороги. Причем делать это вовремя. Поскольку этого не происходит, «не пора ли вмешаться горпрокуратуре, которая обязана следить за выполнением закона не только отдельными гражданами, но и городской властью в том числе?» — справедливо спрашивает форумчанка Gallina, потерявшая на одной из улиц глушитель.

Ямочная «география»

Тот факт, что дороги нынешней весной ну просто никуда не годные, признает и «Укравтодор» в лице его руководителя Вадима Гуржоса. Правда, г-н Гуржос и виноватого нашел: мол, погодные условия, частый переход температуры через «ноль» как раз и стали причиной разрушений. Именно из-за этого, умноженного на хроническое недофинансирование отрасли, некоторые дороги (четвертая часть от их общей протяженности) поражены ямочностью на 80%! Но прикол еще и в том, что в Украине более 700 тыс км дорог, а вот хозяева у них разные. На балансе «Укравтодора» — 170 тыс км: 20 тыс км — госзначения и 150 тыс — местного значения. Из 42 тыс км изуродованных к весне дорог 8,6 тыс (41%) — как раз дороги государственного, а 33,5 тыс км — местного значения. Остальные трассы, которые проходят через населенные пункты, должна ремонтировать не укравтодоровская компания «Автомобильные дороги Украины», а коммунальные предприятия городов и поселков.

Ямочная «география»

Больше других пострадали дороги в Черниговской, Луганской, Полтавской и Сумской областях. «Причины деформаций дорожного полотна вполне объективны, — считает и глава правления ГАК «Автомобильные дороги Украины» Валерий Вощевский, — каждый километр дороги должен ремонтироваться раз в 5 лет (это 30 тыс км в год), для чего ежегодно нужно как минимум 16 млрд грн. Но мы ремонтируем не больше 3 тыс». Руководители отрасли признают, что западным и северным регионам досталось больше, юг, где было теплее, оказался в лучшей ситуации, хотя работы и там достаточно.

Больше других пострадали дороги в Черниговской, Луганской, Полтавской и Сумской областях

Странно, неужели прежние зимы у нас были идеальными? Морозные, помню, держались еще в 80—90-х, а последние стали похожи на температурную «качалку», но такого на дорогах не упомнят даже водители со стажем! «Трассы на Черкассы, на Первомайск сейчас пестрят ямами сантиметров по 40 глубиной, — пишет Александр Петрович уже на другом автофоруме, — и люди регулярно оставляют там свои диски». Но если бы только диски! «Ездил на Львовщину, — делится своими приключениями другой водитель под ником Упрямый, — результат ночной поездки — три битых диска, оторванная защита глушителя и сам глушак тоже»

Дальше — больше: до Житомира дорога более-менее и 100 км в сторону Львова, потом ехать надо внимательно, есть участки, где 10 км/ч — предел скорости, причем переходы между нормальными участками и решетом очень резкие. Сергей из Полтавы даже стал свидетелем аварии, когда передняя машина резко затормозила у ямы, а та, что ехала сзади, не успела… «По всей дороге идет ремонт, периодически перекрывают одну сторону, везде съезды на встречку, — пишет дальше он. — На обочине лежала фура на боку: видимо, водитель вовремя не увидел съезд…»

Плохая дорога и при въезде в Каменец-Подольский. Не лучше участки Житомир — Ривне и Ривне — Луцк. «Ривненская окружная — вообще мрак, — подключается к разговору еще один водитель, 27-летний Goncshik. — Асфальта почти нет, периодически — колея от фур, оторвал глушак, а ночью почти крался…» Другой водитель, Алексей, ездил в Хмельницкий, так 250 км едва преодолел за 4,5 часа. И таких примеров — множество.

Километры обещаний

«В этом году, — заверил Вадим Гуржос, — бюджет отрасли составил почти 16 млрд грн, что на 6 млрд больше прошлогоднего. Это даст возможность больше дорожного полотна привести в порядок». В первую очередь, отметил Гуржос, дорожники взялись за трасы с индексом М — международные. Причем им «грозит» не залатывание ямок, к чему мы все привыкли, а серьезный капитальный ремонт при помощи современных технологий и материалов (разведенный асфальт под дождем обещают не укладывать!) — таковы обязательства Украины в преддверии Евро-2012.

Кстати, именно дорога М01 Киев—Гомель сегодня в самом ужасном состоянии: целых 178 км украинского участка — ямка на ямке и ямкой погоняет! То есть 74% трасы поражено ямочностью. М02 Киев — Кипти — Бачевск в достаточно хорошем состоянии. Хорошо сохранилась и дорога М06 Киев — Чоп (ямочностью поражена лишь на 30%). А вот М03 (Киев — Харьков) поражена этим ямочным вирусом на целых 82%!

Но, говорят чиновники, полученное бюджетное финансирование позволит им быстро и легко справиться с проблемой: дороги государственного значения они обещают полностью отремонтировать уже к 1 мая, местного — не позднее 1 июня. Этот ремонт «съест» 4 млрд грн. Самое интересное, что «песню» эту украинцы слышат из года в год, но наши дороги от этого лучше не становятся.

Так, еще в 2007 г. на состояние дорожного покрытия обратил внимание глава государства. И навел статистику: на улицах городов и поселков зарегистрировано более 4 тыс мест, где из-за разбитых дорог регулярно случаются ДТП. Причем только на дорогах общего пользования таких мест, по данным президента, два года назад было 800! «Это непрофессиональное отношение как со стороны «Укравтодора», так и со стороны милиции», — заявил тогда Ющенко, напомнив, что потери экономики от ДТП ежегодно составляют 16 млрд грн. И призвал навести порядок.

Кому штраф?!

Результаты этого «наведения» мы все видим сегодня. И не только видим — ощущаем колесами своих авто. «Вот если бы президент еще и механизм наказания бездельников придумал!» — так и хочется воскликнуть моему мужу (вместо обычных знаков препинания в предложении), когда машина на скорости в очередной раз влетает в огромную яму: объехать ее, не выехав на встречку, нереально. А милиция, кстати, в таких случаях взяла за норму выписывать водителям кругленький штраф (пересечение осевой — серьезное нарушение): то, что вариантов нет, их не волнует.

МВД, правда, проводит проверки и выписывает соответствующим службам протоколы, но автомобилистам от этого не легче. Лишь в прошлом году, по данным милицейского ведомства, из 312 тыс ДТП 87% (272 тыс) произошло в населенных пунктах. Из них 37 тыс — с пострадавшими. А теперь самое интересное: 1,3 тыс аварий (погибли 204 человека и 866 травмированы) были спровоцированы жуткими дорогами и еще 13 тыс (343 человека отправились к праотцам и 4437 травмированы) — такими же городскими улицами.

Подобную статистику (правда, за позапрошлый год) удалось отыскать и по Харькову и Харьковской области: в 439 случаях (11,2 % от общего количества ДТП, произошедших в регионе), в которых 62 человека погибли и 575 были травмированы, дорожные условия не отвечали никаким требованиям. Сродни Харькову — и другие города-миллионники. Тот же Киев, Донецк, Одесса, где дорог, как по мне, вообще нет. Как думаете, в этих городах из-за состояния дорог люди не гибнут?! Честно говоря, если учесть, что реальные цифры раза в 2—3 больше официальных, становится не по себе от мысли, что для нас кто-то специально «организовывает» такие себе дороги к смерти.

Вопрос ребром. А транспортный сбор куда идет?

Это волнует всех без исключения водителей: даже если и не выходили на акции протеста, когда правительство подняло вопрос повышения сего налога, они все равно принимали в его обсуждении живое участие. «Так куда же идут эти деньги?» — интересуюсь у главы «Укравтодора».

«Да это — капля в море! — разъясняет Вадим Гуржос. — В прошлом году с автомобилистов собрали 1 млрд грн, качественный капитальный ремонт 1 км дороги стоит не меньше 3 млн грн. В этом году — после подписанных президентом изменений — ожидается столько же (если бы этих изменений не было, ожидалась сумма, вдвое большая). И если раньше чуть больше половины этих денег (была специальная формула) шло действительно нам, то с этого года все 100% транспортного сбора поступает в коммунальные бюджеты».

Это значит, что водители-киевляне платят транспортный сбор в киевский бюджет и ныряют под асфальт на киевских же дорогах, причем за это пока никто не ответил, хотя должен бы. Прецедентов, когда пострадавший по вине плохой дороги автомобилист подал бы в суд, в «Укравтодоре» не знают. Но ведь повредить при таком раскладе дел свой автомобиль, а то и самому покалечиться — пара пустяков.

Работники станций техобслуживания, кстати, утверждают, что проезд по яме глубиной всего 3-5 см (не 30—40, как у нас на дорогах!) при скорости 50—60 км/час — это все равно, что поднять машину на подъемник, поставить внизу братьев Кличко и попросить их усердно помолотить по колесам кувалдой… Долго ли выдержит ваш четырехколесный друг, пусть даже и японского качества?! Так что, несмотря на муторность процесса, судиться с виноватыми, говорит правозащитник Эдуард Багиров, можно и нужно. Иначе мы и дальше будем молча «проглатывать» сладкие обещания, а количество ДТП из-за ям и колдобин на дороге будет расти в геометрической прогрессии.

Лариса Вышинская, газета «Новая»

You may also like...