Тендер в Украине: учись жить красиво (обновлено)

«УК», как обещала, продолжает информировать общественность о способах и методах действия ООО «Европейское консалтинговое агентство» в таком привлекательном направлении, как навязывание услуг и злоупотребление монопольным положением на рынке организации тендерных услуг (закупок за государственные деньги). Предмет сегодняшнего исследования – вершина современной юридической мысли – сам Договор, разработанный специалистами Тендерной палаты Украины совместно с ООО «Европейское консалтинговое агентство». Из разных источников, независимых друг от друга, нам удалось получить несколько договоров, заключаемых ООО «Европейское консалтинговое агентство» (по тексту договора именуемого как Информационная система) с клиентами (по тексту – Заказчиками).

Все договора, независимо от источников их получения и способа заключения, оказались типичными и схожими, без малейших различий. Более того, как удалось выяснить, ООО «Европейское консалтинговое агентство» в великом количестве распечатало экземпляры договоров, и занимается их рассылкой Заказчикам с требованием их подписать. Никаких возражений по тексту договоров не принимается. Заказчику остается лишь вписать свои реквизиты, расписаться и поставить печать.

Перефразируя старый анекдот – «на то и служебное положение, чтобы им пользоваться», в нынешних условия можно сказать: если надо было сотворить эксклюзивное и исключительное положение – оно было создано. Это естественный принцип действия контор, подобных ООО «Европейское консалтинговое агентство».

Не нравятся условия договора – ищи другого исполнителя, другую Информационную систему (при ее полном отсутствии, на чем, кстати, прямо настаивает Тендерная палата Украины).

Это обстоятельство, кстати, усматривается из самого Договора, который «УК» предлагает Вашему вниманию.

Обратим внимание читателей, что целый раздел ІІІ Договора посвящен фиксации и детальном расписании того обстоятельства, что исключительно ООО «Европейское консалтинговое агентство» имеет все права на объекты интеллектуальной собственности, подтвержденные патентами и подтверждающими приоритет и исключительность их использования. На этот момент мы прямо указывали ранее ,и отмечаем это обстоятельство исключительно, как иллюстрацию правоты ранее изложенных нами положений.

Гораздо интереснее общая схема, по которой ООО «Европейское консалтинговое агентство» в целом взаимодействует с клиентами.

П. 1.1 Договора предусматривает, что Информационная система на только размещает информацию о проведении тендеров в сети Интернет (что обязательно в силу норм Закона Украины «О закупке товаров, работ, услуг за государственные средства»), но и оказывает сопровождение процедуры закупок.

Последний момент весьма пикантный и должен особо заинтересовать компетентные органы. Например, крупное энергетическое предприятие покупает сложнейшее оборудование. Потенциальные продавцы – также весьма серьезные предприятия. Штат юристов таких предприятий – несколько десятков квалифицированных сотрудников. Такие предприятия вполне резонно полагают, что с процедурой сопровождения закупок справятся самостоятельно.

Но не тут то было. Хочешь – не хочешь, можешь – не можешь, но договор с ООО «Европейское консалтинговое агентство» типовой, и подписать его Покупатели обязаны! А вместе с его подписанием обязаны заказать сопровождение процедуры закупок (и не только).

Без этого не получишь заветной публикации в сети Интернет (на патентованном сайте) и не проведешь тендер, а потому договор прийдется подписать «не выделываясь»…

Все напоминает принципы торговли в советские времена, помните? Тогда, если кто в магазине хотел купить селедки (масла, колбасы), то это можно было сделать путем покупки вместе с колбасой «в нагрузку» бюста Ланина и книги «Влияние Марксизма-Ленинизма на развитие мелиорации в районе Нижней Тунгуски» …

А сейчас обратите внимание на положения п. 2.1, 4.2.1, 5.1, 5.2 Договора. Их комплексный анализ дает понятие многих интересных моментов, а именно:

ООО «Европейское консалтинговое агентство» обязывает (!) Заказчика – государственное предприятие, покупающее товары, работы услуги за государственные деньги информировать потенциальных продавцов о необходимости оплаты услуг в пользу Информационной системы. То есть, если в тендере пожелают принять участие десять участников, то по результатам торгов должно быть получено по десять платежей за тендерную документацию.

Если же платежей за тендерную документацию будет, скажем, пять (а пять покупателей справились с ней сами), то Информационная система взыщет с Заказчика упущенную выгоду, поскольку Заказчик считается таковым, что не исполнил требования договора (не достаточно правильно объяснил продавцам необходимости приобрести тендерную документацию и оплатить ее). Обстоятельство, что участники торгов самостоятельно подготовили тендерную документацию, а потому просто не обязаны платить за работу, которую сделали сами, никого не волнует.

Как ловко придумано – все проблемы свалить на контрагента- пусть ищет продавцов, а заодно «ставит» их на деньги в пользу «третьего лица». Чем больше продавцов – больше денег (платит каждый участник).

При такой ситуации естественно следующее: Заказчик, который видит, что за пять потенциальных участников, не оплативших услуги Информационной системы платить в качестве упущенной выгоды придется ему (п. 5.2 Договора), сделает все возможное, чтобы эти «умничающие» участники, проявляющие «волюнтаризм и несговорчивость», просто не участвовали в торгах.

Минимальная цена тендерной документации, за которую ООО «Европейское консалтинговое агентство» желает получить оплату – 5000 гривен. Объем – несколько стандартных (как и Договор) документов, подготовить которые могут даже интеллектуально ущербные личности (Тендерная палата сама неоднократно утверждала, что законодательно процедура подготовки тендерной документации максимально упрощена, дабы снять любые ограничения на участие максимально широкого круга участников торгов)

Достаточно рассмотреть простую гипотетическую ситуацию, чтобы понять, кто попадает под «естественный отбор» при такой системе организации торгов и каковы последствия таких действий.

Например, госпредприятие объявляет о тендере на покупку спецодежды (или услуг строительства, ремонта). Появляются 10 потенциальных участников-поставщиков (швейные пи строительные предприятия подобного рода, как правило, входят в категорию малых, у которых каждая копейка на счету). При ориентировочной цене контракта в 100 тыс. гривен дополнительно заплатить 5 тыс. гривен за пяток листов тендерной документации, при отсутствии любых гарантий выигрыша тендера – решится далеко не каждый.

Уже на этой стадии отсев будет значительный (что и без иных аспектов нарушает смысл тендеров – выявление максимума участников и создание условий свободного и открытого предложения товаров, работ, услуг).

Оплатит тендерную документацию тот, кто имеет гарантии выигрыша тендера: либо договорившийся об откате с руководством Заказчика за продажу гнилого товара втридорога, либо какой-нибудь «Элита-Центр» (с теми же «откатными» договоренностями с Заказчиком, однако даже без намерения показать хотя бы видимость работы с заманчивой перспективой скрыться, получив деньги.).

Но при такой системе больше всего попадает под удар малый и средний бизнес, который просто не выдержит подобных «поборов». Крупные компании на крупных контрактах с оплатой тендерной документации еще справятся…

Естественно и то, что при таких размерах затрат на тендерное сопровождение и существующее схеме их возникновения и «покрытия», в конце – концов в цену товара, работы, услуги, которые покупаются за государственные деньги, затраты на проведения тендера будут включены (прямо или непрямо, это уже не важно). То есть, так или иначе, родное государство полулегально поделится с группировкой «Яценка и компании»

Очевиден злоумышленный смысл в неизбежном увеличении естественной экономической себестоимости предмета покупки за государственные деньги при отсутствии даже малейших гарантий злоупотреблений и при исключительной прибыльности затеи для избранных…

Объемы прибыльности ловкой затеи вычисляются просто: проводить тендера обязаны более 2000 украинских предприятий. При этом учитываем расценки в 5000 гривен за пакет тендерной документации для каждого из участников тендеров. Даже если посчитать, что каждое госпредприятие раз в год проведет лишь один тендер с одним участником, приобревшим тендерную документацию, то в этом случае объемы поступлений ООО «Европейское консалтинговое агентство» гарантировано составят 10 миллионов гривен ежегодно! А тендеров в Украине каждым предприятием в год проводится сотни, и с несколькими участниками…

Вот такие истинные мотивы и корни задекларированной «группировкой Яценка и компании» малоальтруистической, мягко говоря, истинной заботы о малом и среднем бизнесе, развитии конкуренции в Украине, устранении злоупотреблений в сфере госзакупок и прочих высоких материях…

Алексей Святогор, адвокат, специально для «УК»

От «УК»: Публикации о деятельности руководства Тендерной палаты не оставили равнодушными «героев» наших статей. Которые безуспешно пытаются снять негативную информацию о себе с нашего ресурса. А так же подвергают в СМИ публичным оскорблениям нашего автора А.Святогора.
Редакция «Украины криминальной» располагает информацией о том, что Интернет-издание «УРА-Информ.Донбасс» в ближайшие дни планирует публикацию материалов, предоставленных руководством Тендерной палаты. Пытающимся отмыть себя от справедливой критики и направленных на дискредитацию автора «УК» Алексея Святогора.
Заворовавшиеся дельцы, зная о своем скором отстранении «от государственного корыта», используют любой шанс, чтобы удержаться у кормушки государственных закупок подольше.
Не получится!

Редакция «УК»

You may also like...