О сайте Наша кнопка Рубрики Обратная связь На первую

Как сбить ТУ-154

Окончательные выводы комиссии по расследованию обстоятельств гибели 4 октября в небе над Черным морем российского ТУ-154 еще не оглашены, но очевидно, что случившееся уже записано кровавыми буквами в новейшую украинскую историю. А пока политики и следователи расставляют точки над "і", мы попытаемся воспроизвести обстоятельства поражения гражданской цели украинской ракетой С-200. В этом нам помогут ассы ПВО.

"Конечно, окончательные результаты работы комиссии будут известны после детальной работы экспертов и обнародования соответствующих экспертных оценок, но уже сегодня можно сказать, что произошла огромная трагедия".

Леонид Кучма по поводу гибели ТУ-154,
13.10.2001

То, что история с гибелью "ТУшки" 4 октября - это тема №1 для Украины, подтвердила почта "УК". К нам пришло неожиданно много писем от тех, кто лично участвовал в запусках ракет, аналогичных С-200 и даже руководил стрельбами, подобными тем, что недавно завершились на мысе Опук. Кто-то из них служит в ПВО по сей день, кто-то пребывает в отставке. Этих людей объединют две вещи: профессионализм и осознание того, что случившееся 4 октября - не только трагедия международного масштаба, но и трагедия украинской армии. Вынуждены признать: тут их мнение не совпадает с точкой зрения лидера нашей страны, который считает, что "не стоит делать из этого трагедии".

По понятным причинам, наши собеседники не захотели, чтобы их имена назывались в прессе. В целом их выводы оказались на удивление схожи. Каждый из наших экспертов дополнил картину своими подробностями. Дабы не запутывать читателя, мы решили изложить обобщенную информацию в виде интервью с Небезразличным человеком.

— Что это за зверь такой: С-200?

— На вооружении Украины находятся С-200 "Вега", модернизированные зенитно-ракетные комплексы (ЗРК). Они умеют много, в том числе работать по Спускаемым Космическим Объектам (СКА). В принципе, основные объекты их поражения - высоколетящие скоростные цели. Скорость обработки целеуказания и активных средств позволяет это делать. По эффективности защиты от помех С-200 нет равных в мире. А о том, с какой легкостью эта ракета "снимает" постановщика помех, можно писать песни. С-200 надежно защищен от помех всех типов, в том числе помех, уводящих по скорости.

Кроме всего прочего, С-200 могут применять так называемые СБЧ, то есть специальные (читай - ядерные) боевые части. Они предназначены для поражения групповых целей.

— Вам известны случаи их применения?

— Насколько мне известно, в 1964 году, не задолго до вступления в действие запрета на ядерные испытания, СССР провело воздушный ядерный взрыв ракетой С-75 - "бабушкой" С-200. Испытания проводились на полигоне на озере Балхаш.

— Какой мощности ядерная боеголовка может быть использована?

— Если я пообещаю Вам полноценную Хиросиму - этого будет достаточно?

— Звучит вполне убедительно. Слава Богу, что они не используются в учениях. А то, не равен час, улетят куда-нибудь…

— А какой принцип действия ракеты?

— Подрыв боевой части (БЧ) ракеты происходит при подлете к цели и регулируется бортовым счетным устройством. Цель поражается тысячами тугосплавных шариков по типу картечи.

— Что еще умеет делать С-200?

— Сбивать американские самолеты. Это наглядно доказал ливийский полковник Каддафи. Советское правительство застойного образца искало управляемую структуру на Ближнем Востоке для закрепления в этом регионе. Выбор пал на ливийцев, которым достались ЗРК С-200 "Ангара". Каддафи применял С-200 в нарушение международных норм. Он сбивал американские А-6 и А-10 не в территориальных водах (24 морских мили), а в заливе, который он объявил внутренними водами по своему разумению. СССР тоже объявили территориальными водами Черного моря полосу в 150 километров от береговой черты. Зато тогда никто не летал в этой зоне Черного моря без советского изволения, так же как никто не летает над Ливией. Наверное, теперь и Украину облетать будут…

— С-200 - отличная техника, люблю ее искренне. Жаль, что наши ребята так "лоханулись".

— А вы не допускаете…

— Не допускаю. Оставляю один шанс из тысячи, что это работа не наших бойцов.

— Тут мы с вами солидарны. По имеющейся у "УК" информации, ТУ-154 сбили украинские "ПВО-шники", а если говорить точнее - киевская бригада. Но, возвращаясь к пению гимнов в адрес советского ВПК: неужто настолько совершенна эта ракета, что и недостатков у нее нет?

— Есть один недостаток: ограниченные возможности ведения разведки. Она работает с "Вектором" или более современной АСУ. По моему мнению, следствию прежде всего следует выяснять источник целеуказания. Кто вел разведку и кто выдал целеуказание - вот где собака порылась. Не исключено, что они работали автономно в режиме сканирования. Но это экстремальный режим и используется только при отсутствии целеуказания. Задавать такой режим на учениях, да еще в таком оживленном месте - откровенный непрофессионализм и преступление. Но если ракета не работала в автономном режиме, значит она действовала в смычке с АСУ, выдающей целеуказание. АСУ многоканален и может обрабатывать сразу несколько целей. Сколько целей выдала АСУ и сколько обработал ЗРК - это сегодня главный вопрос.

— Если "украинский след" будет окончательно доказан, насколько адекватным вине станет отставка Кузьмука?

— Кузьмук, по большому счету, не мог знать деталей, его непосредственной вины в случившемся нет. Но на то он и министр, чтобы отвечать за все и за всех. В том числе, своей должностью. Другое дело - главком ПВО Ткачев. Он непосредственно организовывал и контролировал стрельбы. Тут, если по справедливости, отставкой не обойтись - уголовно преследование начинать надо, по всей строгости.

— Вы исключаете расхожую сегодня версию, что ракету могли вывести на ложную цель некие сторонние злоумышленники? Или, поставим вопрос иначе: допустим, бен Ладен решил устроить джихад Украине, предоставившей американским самолетам свое воздушное пространство. Очевидно, он раскошелился и нанял не очень разборчивых в средствах офицеров, осведомленных в нюансах использования С-200. Чисто теоретически: Вы бы могли выполнить такую задачу?

— В принципе, я допускаю такую техническую возможность. Это чрезвычайно сложная, но решаемая задача. Хотя, убежден, что действительная причина в элементарном армейском бардаке и неподготовленности расчетов ПВО. Поймите, для офицера ПВО такие стрельбы - целое событие в жизни. От этого зависит повышение в звании, благосклонность руководства. Ради этого человек может нажать на кнопку пуска даже если у него будут сомнения в том, что это следует делать. Я принимал участие в десятке таких запусков и всегда это был для меня знаменательный день.

— И все же: что, по Вашему, следовало делать агенту бен Ладена, чтобы выполнить поставленную задачу?

— Самое простое: завербовать офицера, планировавшего налет ракеты. Ведь именно этот человек мог просчитать так, чтобы траектория движения ракеты пересеклась с траекторией пассажирского самолета и запуск ракеты совпал по времени с появлением Ту-154. Дальше - дело техники.

— Есть одно "но": по нашим сведениям, запуски ракет в последний момент были отложены на час.

— Тогда замысел террористов наверняка провалился бы.

— Но Вы человек военный, должны понимать: коль задача поставлена, ее следует решать. Есть альтернативные предложения - как по заданию террористов сбить российский пасажировоз украинской боевой ракетой?

— Я не хочу выступать в качестве консультанта террористов. Напомню лишь, что в советские времена рассматривалась возможность осуществления подсветки цели для С-200 с большего расстояния. Дело в том, что дальность полета этой ракеты 240-260 километров. А диапазон действия релаксатора подсветки цели (РПЦ), который, собственно, и выводит ракету на нужный объект, составляет около 500 километров. То есть, теоретически допускалось, что РПЦ может находиться значительно дальше ЗРК, осуществляющего запуск.

— Каддафи вне подозрений: от него до Крыма значительно дальше. Чьи РПЦ находятся в радиусе 500 километров от мыска Опук?

— Это могут быть только российские станции.

— Снова рука Москвы?

— Я остаюсь при мнении, что виной всему - элементарный армейский бардак, или, в этом случае, неподготовленность расчетов ЗРК. Думаю, руководству стрельб сразу стало ясно что произошло. Время движения ракеты до цели поражения - летательного аппарата "Рейс" - порядка 40 секунд. Все, присутствовавшие на стрельбах, должны были визуально наблюдать взрыв ракеты. Но этого не случилось.

— Но есть еще технические средства слежения.

— Дело в том, что расчет РПЦ в состоянии отслеживать только скорость движения цели, но не расстояние до нее. Расстояние, которое преодолела ракета, грамотный офицер может высчитать за несколько секунд - сразу после того, как он увидел, что ракета не взорвалась в срок. По идее, если бы командир дивизиона был подготовлен и следил за траекторией ракеты - визуально или по приборам, он должен был поседеть в течение следующей минуты после того, как ракета не взорвалась. Это свидетельствовало об одном - она ушла неведомо куда и может натворить невесть что. В ближайшие секунды, после того, как стало ясно, что ракета цель не поразила и пошла дальше, следовало снять подсвет, после чего С-200 должна самоликвидироваться. Но, очевидно, что этого не сделали. То ли командир оказался не готов к такой внештатной ситуации, то ли эти решающие минуты ушли на согласование с начальством… Факт то, что никто не ликвидировал ракету в течение тех четырех минут, пока она летела в направлении ТУ-154.

— Но как она могла попасть в пассажирский самолет, если его не подсвечивали? Ведь ракета, как Вы утверждаете, не самонаводящаяся.

— Во-первых, на учениях подсветка традиционно производится на открытом литере, то есть, не на той частоте, которая используется при решении боевых задач. Поэтому, в такой ситуации подсветить цель "со стороны" теоретически можно. Но очень маловероятно, что это останется незамеченным.

— Но ведь пассажирский самолет все-таки подсветили.

— Так свои же и подстветили! Я уже говорил: С-200 главным образом предназначена для поражения крупноразмерных высоколетящих скоростных целей. В условиях проходивших учений подобных условий достичь нельзя. Поэтому задачу усложнили. Цель двигалась на небольшой высоте и была сравнительно небольшого размера. В совокупности, все это дает тот же эффект, что и "идеальная" цель. Хотя сектор захвата достаточно мал, в него вполне мог попасть ТУ-154, который значительно большего размера, летел выше и дальше. Таким образом, он оказался на пересечении траектории полета ракеты и попал в зону подстветки РПЦ.

Наконец, автору следовало бы спросить еще об одной версии: поражении ТУ-154 "посторонней" ракетой. Но я об этом не спросил. Хотя, министр Кузьмук еще недавно настаивал на том, что ему известен сектор падения нашей С-200, на которой сходятся нехорошие подозрения. Он заявлял, что военные собираются искать эту ракету на дне морском как подтверждение своей невиновности. Но "УК" стало известно из оперативных источников, что "высокоморальный Александр Кузьмук" (терминология Леонида Кучмы) уже через час после гибели российского самолета встречался с одним из вождей Крымского полуострова, пытаясь срочно разжиться у того деньжатами для осуществления архиважной задачи: утопления в Черном море ракеты С-200, которая призвана была доказать невиновность Украины. Удалась ли эта затея министру обороны - неведомо. Но то, что этот факт отметает саму версию о "левой" ракете - безусловно.

Журналисты еще помнят, как пару лет назад при попадании ракеты "Точка-У" в жилой дом под Броварами, военные настойчиво твердили о своей невиновности и даже демонстрировали прессе на полигоне воронку от ракеты. Что предложит г-н Кузьмук на этот раз?

Олег Ельцов, "УК"

  В тему...

  Почему ракета ЗРК С-200 поразила ТУ-154. Технические версии.


    Предыдущая В начало Следующая    
О сайте Наша кнопка Рубрики Обратная связь На первую